И.Б. Галсанова. Экономическое поведение фирмы в современных условиях.

И.Б. Галсанова. Экономическое поведение фирмы в современных условиях.


На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.


В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций. Можно выделить основные виды экономического поведения, реализуемые в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное и потребительское. Разумеется, данная схема весьма условна, так как названные виды поведения не проявляются в чистом виде. Как правило, те или иные субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, полифункциональны: одновременно участвуют в производстве экономических ценностей, обмениваются ими, накапливают, потребляют и т.п.


Принципы экономического поведения


Экономическая теория обнаруживает некоторые общие базовые принципы в поведении предприятий, в системе принятия ими деловых решений независимо от их размеров, формы собственности, положения на рынке, характера производимой ими продукции или услуги.


Независимо от конкретных особенностей делового предприятия, оно сталкивается с ограниченными ресурсами и потому вынуждено отыскивать наиболее эффективные способы их использования. Другое предположение относительно деятельности предприятия касается рациональности производителя. Так же как и в теории потребительского выбора, предполагается, что фирма (предприниматель) действует рационально.


Предположение о рациональности производителя - важное допущение. Оно означает, что производитель, преследуя свою цель - получение максимума полезного эффекта от своей деятельности - не совершает экономически невыгодных для себя действий. А поскольку полезный эффект выражается в размере прибыли, целью фирмы является максимизация прибыли. Помимо базовых принципов в поведении, предприятия должны руководствоваться в своих действиях некими обязательными принципами, а именно принципом социальной ответственности и принципом социальной этичности.


Принцип социальной ответственности, традиционно понимаемый как необходимость оказания помощи тем, кто по объективным причинам оказался в затруднительном положении, для фирмы означает не только благотворительность, но и ответственность перед обществом за рабочие места, за сохранение отечественного производства.


Принцип социальной этичности означает как минимум ненанесение ущерба окружающей среде, а также здоровью не только потребителей продукции, услуг и работ предприятия, но и других членов общества.


Если проанализируем поведение многих предприятий с точки зрения соответствия их поведения должным принципам, то увидим, что оно этим принципам во многом не отвечает. Налицо противоречие между реально действующими принципами поведения и должными, социально желательными и ожидаемыми принципами. Это противоречие, хотя и относится, полагаем, к неразрешимым, всё же должно стать предметом государственного рассмотрения.


Выбор фирмами типов и форм экономического поведения зависит от их финансовых возможностей, временных ресурсов, положения на соответствующем рынке товаров (услуг) и других факторов. При этом многое определяется наличием у фирмы конкретных конкурентных преимуществ, ее умением вести конкурентную борьбу, зрелостью государственного регулирования социально-экономических процессов на конкретной территории.


Факторы экономического поведения


Факторы экономического поведения делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам поведения фирмы относятся:


  • наличие издержек (связанное с их ростом и со стремлением фирм к их минимизации);

  • обладание различными типами активов;

  • отраслевая принадлежность фирмы;

  • производительность труда;

  • размер фирмы;

  • форма собственности;

  • цели и интересы фирмы (ее сотрудников);

  • возникновение конфликтных ситуаций на уровне фирмы и оппортунистическое поведение ее сотрудников;

  • асимметрия информации[3]. Многообразный спектр внешних факторов (ограничений) можно классифицировать по ряду признаков[2]. Так, по характеру происхождения (места формирования фактора в социально-экономической среде) определяются макроэкономические, отраслевые, микроэкономические (отражающие влияние других хозяйствующих субъектов на экономическую деятельность фирмы). По способу воздействия выделяются:

  • сетевые (проявляющиеся через партнерские связи, обязательства фирмы);

  • социальные (обусловленные групповым поведением, например, акционеров, банкиров, органов власти и т.д., то есть всех тех, кто заинтересован в деятельности фирмы);

  • (характеризующиеся социально-экономическим положением в стране, то есть внешней экономической средой функционирования экономики в целом).




Наибольший вес среди вышеперечисленных факторов имеют средовые факторы, характеризующие выделение конкурентных, монопольных или олигополистических условий хозяйствования. Среди всей совокупности внешних факторов наибольшее значение приобретают макроэкономические, связанные с воздействием государственного регулирования на экономическое поведение фирмы.


В целом макроэкономическая политика должна способствовать формированию определенных предпосылок, условий для успешного развития отечественного производства, отраслей, промышленного комплекса путем выработки и осуществления бюджет- но-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной и инновационной, промышленной политики.


Миссия и экономические знания


Современной особенностью экономического поведения фирм является то, что актуальными стали следующие внутренние и внешние факторы.


1. Миссия (смысл жизнедеятельности) предприятия, которая определяет угол зрения фирмы на текущую ситуацию и прогноз ее развития, управляет формированием целей и стратегиями их достижения. Во многом миссия определяется внешней средой и сознанием, которое транслирует, фильтрует, преобразует внешнюю информацию и синтезирует ее с собственным опытом.


2. Экономические знания агентов фирмы, которые являются регулятором экономического поведения фирмы и ориентируют их на те или иные формы экономической активности. Экономические знания могут включать:



  • знание специфики проявления основных экономических законов в рыночной сфере, конкретных зависимостей технологического развития фирмы от факторов внешней среды и закономерностей ее внутреннего развития;

  • умение самостоятельно принимать решения, распределяя все виды ресурсов, потребные для производства того или иного товара или услуги, предвидеть последствия принятых решений;

  • навыки так решать профессиональные задачи, чтобы сформировалась модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающая оптимальные результаты.




3. Фактор ожидания, сопряженный с неопределенностью и риском. Любая появившаяся фирма сталкивается с многочисленными ожиданиями со стороны самых разнообразных экономических субъектов. Она связывает свои ожидания с внешним объектом и является одновременно адресатом его ожиданий. Внутренние и внешние ожидания влияют на экономическое поведение фирмы.


В стратегическом плане возникают, таким образом, два аспекта ожиданий. Первый отражает ожидания агентов и направлен на фирму и внутрь ее, а второй нацелен на ожидания фирмы от соответствующих субъектов (поставщики, покупатели, научно-исследовательские организации и т. д.).


4. Фактор времени, взаимосвязанный с фактором ожидания. Анализу фактора времени придавал большое значение К. Эрроу[5], исследуя взаимосвязь информации и экономического поведения. Важная особенность данного фактора заключается в том, что решения, зависящие от фактора времени, обладают неопределенностью. Неотъемлемой чертой принятия решений служит недостаточное знание об имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результаты решений. Фирме необходима разного рода информация. В силу этого она и занимается сбором нужных ей сведений, затрачивая значительные средства на инновации и исследование рынка [3].


Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях предполагает наиболее полный и всеобъемлющий учет факторов внутреннего и внешнего экономического поведения и соблюдение необходимых фирме и обществу принципов деятельности. Это в конечном итоге должно отразиться на эффективности поведения фирмы и экономике страны в целом.


Оригинал статьи читайте здесь

 (Нет голосов)

Ключевые слова: Прикладная экономика, Социоэкономика, Экономика инноваций, Environmental economics

версия для печати

Назад к предыдущей странице

Вернуться в начало статьи

Актуальное

Е.О.Цыплакова. Геймификация — мотивационная практика или механизм тотального контроля над трудовым процессом?

Анна Солодухина. В чем заключается суть поведенческой экономики, и почему финансисты не могут избежать финансовых ошибок

Александр Аузан. Институциональная экономика для чайников, часть 12

Вячеслав Валитов. Этническая экономика или неформальная экономика

Интересное

Е.О.Цыплакова. Геймификация — мотивационная практика или механизм тотального контроля над трудовым процессом?

Бор Стенвик. Люди любят истории больше фактов

Василий Ключарев. "Управление делами": новости нейроэкономики

Алексей Паевский. Кружки НТИ: история одной нейроразработки

Популярное

Е.О.Цыплакова. Геймификация — мотивационная практика или механизм тотального контроля над трудовым процессом?

Василий Ключарев. "Управление делами": новости нейроэкономики

Ernst Fehr, Lorenz Goette. Robustness and real consequences of nominal wage rigidity

Lea Cassar, Bruno S. Frey. Should I stay or should I go? An institutional approach to brain drain